Вход
Регистрация

Новости

Сведения

ГИА

Деятельность

Ученикам

Родителям

Минпросвещения РФ

Противодействие коррупции

Ежедневное меню

Расписание ГИА

Год педагога и наставника

Новости
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Банне результаты НОК

    Детство без опасности 

b32338748beb3651b4e59eae44e5e200

Городская воспитательная акция

7

 
 
                                                                                                       
                                                                                                 МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: 
 
                                                                                                      425ot 77       
                                                                                                      Screen00shot 97                                                                 

 

Год педагога и наставника 98

Дистанционное обучение

45672

Новости

Формы государства

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима. О них надо говорить подробнее.


Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.
1) Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству.

Признаки монархии:

  • Власть единоличного главы государства:
  • наследственна и передаётся в установленном законом порядке;
  • не ограничена сроками полномочий является пожизненной.
  • Юридическая независимость и отсутствие ответственности монарха за свою деятельность перед народом

 

Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспоти́я (от др.-греч. δεσποτία — неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от δεσπότης — глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия — от греч. θεος — бог и κρατειν — управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец — это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. αυτός — сам и греч. κρατέω — править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии (от лат. absolutus — безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV — «короля-солнца».
Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.
То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740−1786) в Пруссии, Иосиф II (1780−1790) в Австрии и Екатерина II (1762−1796) в России.
Современные монархии принято делить на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан .
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы, то есть ограничены. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия (от лат. dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом — доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке — Лесото.
Вопрос: зачем в странах с формой правления «парламентская монархия» сохраняется институт монархии, ведь монархи в таких государствах не несут никаких практических функций, а деньги налогоплательщиков на содержание королевских дворов тратятся достаточно солидные? Есть ли в существовании подобных институтов монархии какое-то рациональное зерно?
К слову говоря: в истории ХХ в. можно найти немало примеров, когда не имеющие никакой фактической власти монархи оказывали самое серьёзное воздействие на события, происходящие в стране, в ряде случаев буквально «спасая» репутацию своей страны и народа. Вот несколько из них.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны Германия, приводя в действие план Шлиффена, предъявила ультиматум нейтральной Бельгии, чтобы та пропустила германские войска через свою территорию в обход французских позиций. Бельгийское правительство во главе с королём Альбертом отклонило ультиматум и приняло решение сражаться, невзирая на громадное неравенство в силах: Бельгия могла выставить всего 6 дивизий против 34 немецких, которые продвигались через её территорию. На заседании правительства, где было принято это решение, король Альберт произнес следующие слова: «Наш ответ должен быть „нет“, невзирая на последствия. Наш долг — защитить территориальную целостность страны, и мы должны добиваться этой цели». Проявленные бельгийцами во главе со своим королём мужество и упорство впоследствии казались фантастическими даже их союзникам.
Справедливости ради надо сказать, что Бельгия 1914 года была скорее дуалистической монархией и король Альберт на время войны являлся верховным главнокомандующим бельгийской армии.
Но вот другой пример уже из истории Дании: 9 апреля 1940 г. войска нацисткой Германии вторглись на территорию Дании. Территория страны была полностью оккупирована всего за один день, потери вермахта составили два человека убитыми и десяток раненых. Датское правительство безропотно капитулировало, и в Дании был установлен оккупационный режим. Спустя неделю после этих событий, 16 апреля, у датской королевской четы короля Фредерика IX и королевы Ингрид родилась дочь Маргарета. Когда же немецкие оккупационные власти приказали всем датским евреям нашить жёлтые шестиконечные опознавательные звёзды, чтобы проще было сгонять их потом в гетто и отправлять в концлагеря, то одними из первых, кто нашил на себя эти звёзды, были король Фредерик и королева Ингрид, в которых не было и капли еврейской крови. И на коляске маленькой Маргареты тоже красовалась жёлтая звезда.

 

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения 

Абсолютная

(неограниченная)

Дуалистическая  Ограниченная (парламентская, 

конституционная)

1. Принадлежность законодательной власти  Монарху Разделена между монархом и парламентом  Парламенту
2. Осуществление исполнительной власти   Монарх  Формально — монарх, фактически — правительство
3. Назначение главы правительства   Монарх  Формально — монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства   Перед монархом  Перед парламентом
5. Право роспуска парламента  —

(парламент отсутствует)

 У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента  — Абсолютное

вето

Предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное 

(указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания,

Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

2) Республика (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. 

Признаки республики:

  • Коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений.
  • Принцип выборности — все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом.
  • Принцип сменяемости — органы государственной власти и должностные лица избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия.
  • Принцип ответственности — органы государственной власти и должностные лица несут ответственность за свою деятельность перед народом

 

Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

1) Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки).

2) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
7. Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления — та, которая этим особенностям более всего соответствует.

Форма государственно-территориального (государственного) устройства — отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

 

Линии

сравнения

Унитарное

государство

Федерация Конфедерация
1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.
3. Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов установленном конституцией порядке. Отсутствие единой территории.
4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза. Государств-участников.
6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства- участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

 Тренировочный тест

God pam i slavy

          Вместе ради детей

pfdo

 Артамонов БАННЕР

ЛГПУ банер