Вход
Регистрация

Новости

Сведения

ГИА

Деятельность

Ученикам

Родителям

Минпросвещения РФ

Противодействие коррупции

Ежедневное меню

Расписание ГИА

Год педагога и наставника

Новости
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Банне результаты НОК

    Детство без опасности 

b32338748beb3651b4e59eae44e5e200

Городская воспитательная акция

7

 
 
                                                                                                       
                                                                                                 МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: 
 
                                                                                                      425ot 77       
                                                                                                      Screen00shot 97                                                                 

 

Год педагога и наставника 98

Дистанционное обучение

45672

Новости

Производство и разделение труда

 


Производство


Производство - процесс создания товаров и улуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда [на что направлены усилия человека, например, природное вещество (руда, уголь и т. д.), сырьё] и средствами труда [с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда (например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы), орудия труда (например, инструменты, машины, оборудование и т. д.)]. Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства, благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества

Кроме того, в процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ:
• одна их часть — организационно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства;
• другая их часть — социально-экономические — это отношения собственности на ресурсы и факторы производства — составляют основу экономической системы.

Например, к организационно-экономическим отношениям будет относится совместное изготовление продуктов несколькими предприятиями, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение, разделение труда между ними. Организационно-экономические отношения могут оставаться неизменными, не зависящими от конкретной исторической эпохи. Основными элементами организационно-экономических отношений является менеджмент, маркетинг, обмен производственным опытом, организация различных систем заработной платы, деятельности различных типов бирж (фондовой, товарной, биржи рабочей силы), организация банковской, бюджетной системы и т.д.

А вот социально-экономические связи являются специфическими: они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытному строю, рабству, феодализму). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие чего меняются отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг, то есть меняется экономическая система. Например, при переходе от командной экономической системы к рыночной, меняются именно социально-экономические отношения. 

Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.

ЗАДАНИЕ

Определите, что из перечисленного относится к материальному производству, а что - к нематериальному:

  • В городе действует завод по производству алюминия.
  • Учащиеся получают знания у своих учителей.
  • На чемпионате мира наш спортсмен установил мировой рекорд.
  • Картина получилась весьма оригинальной, и автор оказался доволен.
  • В киоске продавались только цветы.
  • Мы зашли пообедать в столовую.
  • Терапевт принимает только до 14.00.
  • Автобус №1 начал свой маршрут.
  • Рыболовное судно вернулось в порт.
  • На научном симпозиуме выступали ученые разных стран.
  • Сантехник починил сорванный кран.
  • Груженый КамАЗ двигался по дороге.
  • В театре была премьера спектакля.
  • Фабрика выпустила новую продукцию.
  • Недавно закончилось строительство канала.

 

Производство также может быть экстенсивным (развитие "вширь") и интенсивным (развитие "вглубь").

При экстенсивном типе увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель в целях получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов — все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

В условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины XX в., в западных индустриальных странах преимущество получает интенсивный экономический рост.

 

 


Разделение труда


Разделение труда — обособление качественно отличных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам.

Уровни разделения труда:

  • общее - разделение общественого производства на крупные роды - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д., разделение физического и умственного труда, разделение производственного и управленческого труда и т.д.
  • частное - разделение крупных родов общественного производства на отрасли и подотрасли - промышленность разделяется на тяжелую (производство средств производства) и лёгкую (производство товаров народного потребления), добывающую (извлекающую природные ресурсы) и обрабатывающую (перерабатывающую природные ресурсы в товары) и т.д.
  • единичное - разделение производства внутри предприятия: подетальное, поузловое и т.д. Пример такого разделения труда приводит Адам Смит - это пример булавочной мануфактуры, в которой один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий режет, четвертый заостряет, пятый выбирает головки и т. д.
  • территориальное - производство отдельных видов товаров сосредоточивается в тех регионах, в которых оно является экономически наиболее целесообразным в связи с географическим положением, климатом, наличием природных и трудовых ресурсов, а также ресурсов капитала: межфирменное, межрегиональное, международное и т.д. разделение труда.

Специализация


Общественное разделение труда неотделимо от специализации производителей, поскольку каждый из участников общественного труда, обособляясь от других, вынужден специализироваться на выпуске одного какого-то конкретного товара, например, на изготовлении гвоздей, обуви, мыла.

Специализация (от лат. specialis - особенный, особый) - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Типы и уровни специализации:

  • специализация труда отдельных людей;
  • специализация деятельности хозяйственных организаций;
  • специализация экономики страны в целом.

ЗАДАНИЕ

Приведите пример для каждого из типов специализации.

 

Последствия специализации:

  • Позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявляются наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
  • Позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности —> даёт возможность:

— изготавливать товары или оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества;

— тратить на изготовление товаров и оказание услуг меньшее количество времени и избегать потерь при переключении с одного вида работ на другой,

  • способствует повышению производительности всех ресурсов, которые люди используют для производства,
  • еще больше углубляет общественное разделение труда.

ЗАДАНИЕ

Установите соответствие между примерами отраслей производства и их группами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА   ГРУППЫ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

А) здравоохранение

Б) торговля

в) строительство

г) финансовое обслуживание

д) лесное хозяйство

1) отрасли материального производства

2) отрасли нематериального производства

God pam i slavy

          Вместе ради детей

pfdo

 Артамонов БАННЕР

ЛГПУ банер