Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».
Выделяют следующие виды межличностных отношений:
1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:
1) чувства, сближающие людей, — симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);
2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).
Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Формы межличностных отношений:
Наименование формы | Условия возникновения |
Отношения знакомства (знакомство): |
Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений. |
Приятельские отношения (приятельство) | Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению. |
Отношения товарищества (товарищество) | Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности. |
Дружба | Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие. |
Любовь | Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность. |
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Культура общения включает в себя:
1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;
2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
3) демонстрация уступчивости в общении;
4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
5) внимание к собеседнику;
6) владение культурой речи.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта
1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Стратегия поведения | ||
Первый вариант | Второй вариант | Третий вариант |
Уход от ситуации (избегание конфликта). => |
Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить. |
Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество) => |
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).
На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.
Укажите последовательность фаз межличностного конфликта:
1) выбор способов действия сторон
2) разрешение конфликта
3) осознание сторонами возникших противоречий
4) преодоление напряжённости в отношениях ранее конфликтовавших сторон
5) выбор стратегии взаимодействия сторон
«Проект при поддержке компании RU-CENTER»
Разработка сайта: МБОУ СШ №63
Дизайн сайта: Shape5.com